Речь ребенка до 6 лет. Когда бить тревогу?

Среди родителей дошкольников существует заблуждение: чем раньше обратиться к логопеду-дефектологу, тем вероятнее, что в будущем проблем с речью не возникнет. Специалист по развитию речи дошкольников сада «Країна Дитинства», Ирина Замана отмечает: «Ребенку необходимо дать время для того, чтобы «выговориться». Детки развиваются индивидуально, не существует единого правила о том, когда обращаться к логопеду-дефектологу».

Давайте подробно разберемся в возрастных особенностях развития речи и причины возникновения дефектов у детей в возрасте до 6 лет. Речь ребенка формируется с самого рождения: каждое слово, каждый услышан звук, мелодия, усваиваются малышом с первых дней. Период с 1 до 2 лет – самый продуктивный, ребенок учится разговаривать отдельными словами. «Для того, чтобы речь развивалась гармонично, родителям нужно стараться не реагировать на жесты детей. Мотивируйте ребенка выражать свои желания и потребности словесно», – консультирует родителей логопед-дефектолог Країни Дитинства». Богатая речевая среда – еще одна возможность развивать речь без дефектов. Во время игры с детьми необходимо использовать понятные простые слова, и ни в коем случае не перекручивать слова. Ласкательные, эмоционально окрашенные слова формируют неправильное восприятие слов, со временем становится большой проблемой в развитии речи.

«С 1,5 года я рекомендую записаться в студию раннего развития, где активно работают над восприятием и комплексным развитием речи малыша. В этом возрасте рано паниковать и работать с дефектологом, необходимо создать среду для совершенствования речи и расширения словарного запаса. Песни, игры, упражнения на развитие речи, ритмики, мелкой моторики и мышления комплексно развивают малышей», – консультирует логопед «Країни Дитинства».

Специалист рекомендует начинать занятия с логопедом с 3,5 лет. Оценить развитие речи и вносить коррективы родители могут самостоятельно в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

В 2 года – словарный запас детей составляет около трехсот слов, большая часть которых, глаголы.

В 3 года дети могут строить короткие простых предложения. Часто малыши этого возраста перекручивают слова, теряют окончания, но, как говорит специалист, это вполне нормально.

В 4 года детей понимают все, количество принятых слов достигает значения 2500.

5-6 лет – в этот период завершается процесс формирования речевой компетенции. Дети этого возраста могут не произносить звук «р», но проблема быстро решается занятиями с логопедом.

Развитие речи тесно связан с внешними факторами: активная языковая среда, развивающие игры с детьми, доброжелательное общение, изучение нескольких языков положительно влияют на речевую компетенцию детей. «Бывают случаи, когда кроме речи ребенку необходимо развивать фонематический слух. Сочетание уроков вокала и занятий с логопедом дает возможность исправить сложные дефекты речи», – консультирует преподаватель творческой студии "Країна Дитинства», Анастасия Шило.

«Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который вы (своим поведением) можете ускорить или замедлить», – из книги Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя».