Профессиональные мечтатели

Для чего ребенку нужен детский сад? Или родителям? И нужен ли ребенку детский сад вообще?

Все эти вопросы не имеют смысла, если не учитывать социальный контекст. Социальный контекст - это масштабная историческая сцена, посреди которой растет маленький ребенок. Послереволюционный контекст, а именно - необходимость воспитать Человека Коммунального, породил очень специфическую массовую систему дошкольного и школьного образования. Такая система в то время стала настоящим прорывом. Она успешно функционировала до распада Советского Союза и по инерции продолжает «тянуться» и сейчас. А вот социальный контекст - изменился.

Мы живем во время меняющейся и нестабильной среды, где больше нет ничего устойчивого, постоянного. Вчерашние факты оказываются фейками. Еще вчера престижные профессии - завтра бесследно исчезнут. Наука, бизнес, комьюнити, технологии находятся в непрерывном движении, развиваясь и изменяясь буквально каждый день.

Футуристы предсказывают, что через 20 лет наиболее востребованным на рынке труда станет «человек-расческа» - тот, кто владеет несколькими разноплановыми компетенциями одновременно. Специалист, который умеет писать вдохновляющие тексты, делать впечатляющие иллюстрации и общаться с людьми, скорее получит работу, например, HR, чем просто узкоспециализированный выпускник вуза, имеющий хорошие оценки и профильный опыт. Диплом, стажа, награды и звания - все это постепенно нивелируется. Работодатели все меньше внимания уделяют формальным моментам в резюме и все больше - soft skills кандидатов. Может ли он нестандартно подойти к решению задачи? Может ли работать в команде, находить общий язык с бунтарями поколения Z? Если то, что всегда срабатывало - завтра перестанет давать результаты, сможет ли человек перестроиться, найти новые способы, создать новые эффективные схемы?

Поколениям, фокус обучения которых фиксировался на добросовестном соблюдении инструкций, сейчас сложно. И с ними сложно. В меняющейся среде не нужно ждать инструкций, потому что не от кого. Нужно искать варианты, ошибаться, выносить полезное из неудачного опыта и снова искать варианты.

Современный работодатель отчаянно нуждается в инженерах мысли, виртуозных мастерах, умелых тактиках, вдумчивых стратегах, а не просто в программистах, юристах и экономистах. Это другой ракурс, другой угол точки зрения, другой контекст, требует иного подхода к образованию.

Так для чего же нужен детский сад? Что необходимо человеку будущего для успешной жизни? Что нужно понимать, прежде чем отдать ребенка в детский сад?

Связи. Нейронные связи. И способность мозга быстро создавать и изменять эти связи. Умение учиться - важнее, чем знания. Умение создавать - важнее, чем умение воспроизводить. Строительство 4-летним ребенком «станции метро» с использованием коробки из-под обуви и ушных палочек дает в этом смысле больше, чем запоминание букв, цифр и сноровки в лепке идеальной шаблонной белки. Чтобы создать что-то без четких инструкций и отработанных алгоритмов - нужно задействовать воображение и развить изобретательность. Каждый раз, сталкиваясь с нестандартной задачей, в которой не существует единственно верного решения, мозг рождает новые нейро-маршруты. Когда ребенок выполняет рисунок 10 различными способами, или 10 различными способами использует в своей деятельности стандартный предмет - в его сознании формируется 10 вариантов решения проблемы, 10 различных стратегий поведения. Каждый способ дарит гордость открытия и ощущение собственного могущества, что вдохновляет создавать еще и еще. Таким образом мы формируем универсальную базу для дальнейшего постижения премудростей науки, тонкостей искусства или секретов бизнеса.

Если детский сад в синергии с родителями развивают ребенка на основе именно такого видения - за его будущее можно не беспокоиться. Мы не можем точно сказать, в какой именно сфере ребенок реализует себя - станет музыкантом, известным архитектором, или руководителем отдела бухгалтерии, а возможно будет заниматься проектной деятельностью в различных компаниях, путешествуя по миру, или же изготавливать уникальные атмосферные вещи из дерева у себя в мастерской . Наша работа - не заточить человека в престижную профессию. Наша миссия - воспитать счастливого ребенка, который не только видит альтернативы, но и имеет смелость их создавать самостоятельно.

В чем разница подхода? Здесь все просто.

Чтобы воспитать идеального исполнителя - ориентируйте его на идеально правильное выполнение инструкции. Ребенок - молодец, если точно перерисовали заданный шаблон.

Чтобы воспитать создателя - меньше указывайте, больше спрашивайте, позволяйте пробовать, находить дерзкие решения, нарушать правила.

Например, простое упражнение.

Дети получают незавершенные рисунки с неясными очертаниями вместе с заданием пофантазировать, придумать и совершить образ. Они всматриваются в лист и их мозг из маленького намека выстраивает целостную картину. Чем может быть это полукруг? Пусть он станет улыбкой принцессы, превратится в космический корабль, а дальше - куда заведет фантазия. Обычный рисунок становится для ребенка целой историей, которую он придумает сам через конструирование уникальных образов. Раз за разом тренируя данный тип мышления, мозг приобретает те же свойства, которые когда-то позволили человеку создать колесо, изобрести электрическую лампочку, полететь в космос, построить небоскребы причудливых форм.

Зачем ребенку нужен детский сад? Для того, чтобы помочь ребенку стать профессиональным мечтателем!

Предложите несколько таких задач вашему ребенку. Мы уверены, вы будете удивлены этими фантазиями.