Индивидуальный подход. Что это?

Сейчас об индивидуальном подходе говорят на каждом шагу, однако не всегда понятно - как этот тезис реализуется на практике. Вопрос индивидуального подхода стоит особенно остро. Одно дело описать на бумаге: в каких направлениях и как наиболее естественно и эффективно педагог будет развивать ребенка, а совсем другое дело - взять и внедрить рекомендации в реальном учебно-воспитательном процессе. Это непросто даже при большом желании, а без желания - и подавно. Последние годы в образовательном пространстве постоянно раздаются призывы не равнять всех детей одной меркой. Дифференциальный подход, свобода выбора, индивидуальная траектория! А присмотреться внимательнее - все дети под линеечку. Но дети разные! В целом, существует 4 типа учеников: деятель, мыслитель, рефлектор и сенсор. Если деятель усваивает только ту информацию, которую сразу же использует в жизни, то мыслитель любит коллекционировать знания. Сенсор будет главным активистом в любом захватывающем «движе», а рефлектор будет долго собирать данные, наблюдать, составлять «пазл» у себя в голове. Все они могут стать успешными, если подойти к процессу правильно.

А что значит правильно? Правильно - это как?

  • Индивидуальный подход требует места. Индивидуальный подход требует материально-технической базы. Попробуйте ввести альтернативу в одном тесном помещении, где одновременно находятся 30 детей, - и ваша мечта очень скоро разобьется о скалы реальности. Если из учебных материалов есть только 2 пирамидки и 1 раскраска - то можно дальше не продолжать. Придя в "Країну Дитинства" - вас приятно удивят просторные помещения, большая территория на улице, наличие зонирования. Все это дает возможность организовать подгруппы, предлагая им разные по содержанию задачи. Даже на обычной вечерней прогулке одни детки на специальных ковриках конструируют с Лего, другие играют в ролевые игры, а кто-то активно проводит время в движении. Каждому свое. И для каждого организовывается возможность это «свое» делать.
  • Индивидуальный подход требует «рабочих рук». Опять вернемся в типичную ситуацию: 30 детей на 1 педагога. И если этот педагог - не многорукий Шива, то дифференцированный подход проблематичен. В наших группах до 18 детей (в большинстве - до 16) на 2 воспитателей и 1 помощника воспитателя. Это обеспечивает реальную, физическую возможность уделять достаточно времени каждому ребенку.
  • Индивидуальный подход требует понимания, осознанности и внутренней свободы педагога. Все мы разные: у нас разные потребности, разные мотивы, разные каналы восприятия информации, разный темперамент, разный тип активности - физической и социальной. А дети - тем более разные. У каждого свой темп развития, свои особенности и это нужно научиться принимать. Мы постоянно развиваем наших педагогов в психологическом смысле. Вождь краснокожих? Прекрасно! Главное - правильно направить энергию.
  • Индивидуальный подход требует широкого арсенала педагогических приемов и методов. Можно провести аналогию с инструментами: если у мастера в наличии только молоток, то любую задачу он будет воспринимать как гвоздь. Не стоит требовать от такого мастера филигранной работы с хрупкой скрипкой. Педагог - это мастер детских душ, и у него также есть свой инструментарий. Одного ребенка можно успокоить, рисуя в воздухе дзен-круги, второму нужно давать ответственные поручения, а остальным достаточно просто попрыгать.

Обогащение педагогического материала наших воспитателей - один из главных приоритетов работы нашей команды (руководителя и методиста заведения). Наши педагоги регулярно проходят как централизованное обучение от "Країни Дитинства" (соробан, сказкотерапия, эйдетика, песочная терапия), так и внутреннее обучение (от руководства филиала и психолога "Країни Дитинства").

Материал подготовила
руководитель садика Idea Kids (ул. Бучмы, 5А)
Ольга Савицкая