
По словам Оскара Уайльда – «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми». Для этого главное выработать четкую стратегию воспитания. Как лучше воплотить ее в жизнь, советует психолог, психотерапевт с 13-летним стажем практического опыта индивидуальных консультаций, психотерапевтической помощи взрослым и детям Синипостил Лилия Леонидовна.
С какого возраста нужно начинать воспитывать детей?
Для меня воспитывать приравнивается к «питать». Метафорически выражаясь, питать ребенка как росток жизни, чтобы все заложенное в нем нашло свое воплощение, проявилось и реализовалось. Поэтому для меня воспитание начинается с момента, когда ребенок еще внутри тела мамы.
В процессе воспитания многим родителям важно понимать, что их ждет при общении с детьми во время возрастных кризисов. Поделитесь общими рекомендациями.
Основа безопасности и развития саморегуляции – правила и запреты. Они не являются какими-то особенными и в кризисные периоды. Наоборот, если здоровые границы присутствуют в жизни ребенка, кризис пройдет более успешно. Единственное, на чем бы сделала акцент – важно, чтобы в жизни детей все-таки преобладали разрешения. Из моей практики, родители из-за своих опасений, спешки, усталости и т.д. часто запрещают детям именно «активно» исследовать мир и себя в нем. А это уже противоречит закономерностям развития и усугубляет возрастные кризисы. Поэтому главный вопрос для взрослых — не как запретить, остановить, а как «услышать» и создать условия для удовлетворения абсолютно здоровых потребностей – в интересе, внимании, принятии, уважении (список можно продолжить), которые часто скрываются за истериками, протестами, капризами и т.д.
Как научиться запрещать и оставаться при этом другом?
Для начала важно вообще быть для ребенка другом – тем человеком, который заинтересован, чуток, внимателен, открыт жизни и умеет услышать. Не тем, кто из-за избытка тревоги проживает какие-то моменты «вместо», лишая возможности получить опыт, удовлетворяет все прихоти, избегая гнева и разочарования отказа, пытается поддержать иллюзию возможности управлять миром, давая ложную надежду на исключительность и т.д. Да, настоящий друг – это еще и достаточно смелый человек, принимающий все ровно так, как оно есть. И тем самым учит и ребенка принимать жизнь такой, какая она есть. Ведь в этом и есть конечный смысл запретов и правил – научить ребенка гармонично жить в реальном мире.